Поведение исследовательское

Поведение исследовательское
поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации. Начало изучения П. и. положено работами И.П. Павлова по ориентировочным рефлексам. Широкие исследования начались с середины XX в., когда резко повысился интерес к собственной активности (а не реактивности) животных и человека. У всех животных и у человека имеются некоторые врожденные программы П. и., которые начинают развертываться практически с момента появления живого существа на свет. На этой основе в процессе обучения и развития формируются целостные стратегии П. и., достигающие наиболее высокого уровня развития и разнообразия у человека. П. и. рассматривается как неотъемлемая характеристика всей человеческой деятельности — А. Смите мэн (A. Smitsman). Оно выполняет важные функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в учении, и, что подчеркивается особо, — в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности. В свою очередь, само П. и. функционирует и развивается под мощным влиянием социальных (и общесредовых, и ситуативных), а также личностных факторов. Методы изучения П. и.: 1) наблюдение в естественных условиях (например, за поведением детей, совместно обследующих новую игрушку, программистом, осваивающим новую компьютерную программу и т.д.); 2) эксперимент; 3) стандартизованные тесты П. и. с использованием специально разработанных стимульных объектов; 4) специализированные анкеты и опросники. Мотивационной основой П. и. является так называемая любознательность (англ. — curiosity), т.е. направленность на исследование физического и социального окружения, символических структур и т.д. Мотивация П. и. может в ряде случаев оказываться более сильной, чем мотивация, связанная с другими потребностями, включая витальные. Факторы, вызывающие П. и.: 1) новизна объекта; 2) сложность (для развертывания П. и. необходим оптимальный уровень сложности: как слишком простые, так и слишком сложные объекты способствуют угасанию познавательной активности); 3) неопределенность информации; 4) информационный конфликт, связанный с несоответствием или противоречием частей информации. Виды П. и.: А) по виду используемых анализаторов — зрительное, слуховое, тактильное и т.д.; Б) по характеру двигательной активности — 1) локомоторное (обследование путем перемещения или изменения положения собственного тела относительно обследуемого объекта без непосредственных воздействий на него); 2) манипулятивное (обследование путем манипуляций с объектом и его частями). Манипулятивное П. и. имеет особое значение, поскольку оно позволяет получать информацию о скрытых существенных свойствах и связях объекта. Оно рассматривается как важнейшее условие развития деятельности экспериментирования (термин «экспериментирование» использовал Ж. Пиаже, а вслед за ним и другие авторы) и как условие развития мышления, в том числе, так называемого экспериментального мышления, направленного на выявление причинных связей (англ. — causalexperimental thought). Экспериментальное мышление, по классификации А. Деметроу (A. Demetriou), является одной из пяти основных специализированных структур познавательной деятельности человека. В экспериментировании (реальном и мысленном) наиболее ярко проявляется саморазвитие детей, эта деятельность составляет ядро любого вида детского творчества, а взятая во всей своей полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики (Н.Н. Поддьяков). Другой специфически человеческий вид П. и. — вербальное исследование (задавание вопросов), характеризующееся стратегиями различного уровня и играющее особую роль в психическом развитии ребенка (Н. Бабич). На теоретическом уровне большинством авторов постулируется положительная связь между уровнями П. и., интеллекта и творчества (креативности), однако данные эмпирических исследований противоречивы. Это объясняется, во-первых, слишком глобальными теоретическими определениями данных конструктов и их недостаточно адекватной операционализацией в конкретных исследованиях. Во-вторых, и П. и., и интеллект, и креативность обладают сложными многокомпонентными структурами с неоднозначными внутренними связями и нелинейной динамикой развития. Например, вербальное П. и. отрицательно коррелирует с манипулятивным — К. Инагаки (К. Inagaki); П. и. детей 6 лет больше коррелирует с их П. и. в 2 года, чем в четыре — X. Келлер (Н. Keller). Это существенно затрудняет выделение системообразующих связей и между самими конструктами. П. и. изучается во всех возрастных группах и на разном предметном материале, однако больше всего там, где оно наиболее ярко выражено — в формирующихся видах деятельности и новых предметных областях. Практически без ограничений проводятся исследования на детях, поскольку у них любая деятельность в любой предметной области находится в стадии формирования. П. и. взрослых изучается преимущественно в видах деятельности, связанных с овладением и управлением компьютеризованными системами. Эти виды деятельности играют чрезвычайно важную роль в современном обществе, находятся на стадии активного становления, и их удобно анализировать с помощью строгих моделей. Исследователи П. и. (помимо упомянутых) — А.В. Запорожец, С.Л. Новоселова, Д. Берлайн (D. Berlyne), К. Хатт (С. Hurt), Б.Р. Ванденберг (B.R. Vandenberg), Х.Г. Восс (H.G. Voss), К. Шнейдер (К. Schneider) и др. Современные тенденции изучения П. и. выражаются в анализе его развития на протяжении всего жизненного цикла, в различных областях деятельности, изучении влияния личностных черт, индивидуальных различий и социальных факторов. А. Я. Поддьяков

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Поведение исследовательское" в других словарях:

  • поведение исследовательское у животных —      компонента деятельности психической животных, обеспечивающая биологически адекватную ориентацию их поведения в ситуации новизны. Наряду с ориентацией составляет начальный этап любого поведенческого акта ( животное: поведение инстинктивное) и …   Большая психологическая энциклопедия

  • животное: поведение исследовательское — компонента деятельности психической животных, обеспечивающая биологически адекватную ориентацию их поведения в ситуации новизны. Наряду с ориентацией составляет начальный этап любого поведенческого акта (см. животное: поведение инстинктивное) и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • исследовательское поведение —         ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ (англ. exploratory behaviour) поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание;… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • исследовательское поведение у животных — компонент психической деятельности животных, обеспечивающий биологически адекватную ориентацию их поведения в ситуации новизны. Наряду с ориентацией И. п. у ж. составляет начальный этап любого поведенческого акта (см. инстинктивное поведение… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ — (англ. exploratory behaviour) поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание; сущностная характеристика деятельности… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПОВЕДЕНИЕ — способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутр. и внеш. факторов. П. включает процессы, при помощи к рых животное ощущает внеш. мир и состояние своего тела и реагирует на них. П. рассматривают в разл.… …   Биологический энциклопедический словарь

  • Поведение — Поведение  способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов[1], характерная черта животного типа организации[2]. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных …   Википедия

  • ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ — Традиционно поведение животных изучалось психологами, которые использовали для этого лабораторных животных, например крыс, в условиях, позволявших полностью контролировать получаемую подопытными животными информацию и возможности их научения.… …   Энциклопедия Кольера

  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ — Если поместить организм в новую среду, обычно можно будет наблюдать ряд движений и действий, очевидной целью которых является установление организмом контакта с различными частями или аспектами окружения. Такое исследовательское поведение было… …   Толковый словарь по психологии

  • Исследовательское поведение — двигательная и познавательная активность организма, направленная на поиск необходимой для решения определённых задач информации. По мнению этологов, является выражением естественного и универсального для всех «двигающихся» видов… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»